Искусственный интеллект (ИИ) обещает принести значительные преимущества для потребителей, способствующие конкуренции, но эти разработки сопровождаются рядом потенциальных рисков, связанных с конкуренцией. Джеймс Манчини из ОЭСР выделяет некоторые из этих рисков и рассматривает варианты политики в области конкуренции, которые могут помочь обеспечить реализацию ИИ своего конкурентного потенциала. Искусственный интеллект может изменить то, как принимаются решения на рынках. Это может означать значительные преимущества для потребителей в виде новых продуктов, более низких цен за счет более эффективных бизнес-процессов и даже помощи в принятии сложных решений о покупке. Однако, изменяя рыночную динамику, ИИ также может серьезно ослабить конкуренцию, что нелегко решить с помощью существующих инструментов обеспечения конкуренции. Представьте себе рынок, на котором менеджеры-люди дают ИИ полную свободу действий для установления цен и принятия других решений о продуктах, используя богатый набор рыночных данных. Сложные приложения ИИ могут, в зависимости от поставленной перед ними цели, решить, что сговор с конкурентами является оптимальным результатом (например, для максимизации будущего потока прибыли).

Таким образом, ценовые войны и агрессивная конкуренция со стороны рискованных менеджеров-людей могут быть заменены стабильными и высокими ценами, а также некачественной продукцией. Чтобы достичь такого результата, ИИ разных фирм может использовать сигнальные стратегии, чтобы косвенно общаться друг с другом и, таким образом, совместно принимать решения о ценах или других переменных. Риск такого исхода был бы особенно высок, если бы фирмы использовали один и тот же инструмент ИИ от стороннего поставщика или если бы у них был доступ к идентичному потоку рыночных данных. Потенциал такого исхода вызвал много спекуляций и опасений. ИИ в этом сценарии упростит реализацию сговора, сделает его более долговечным, его труднее обнаружить органам по вопросам конкуренции и, возможно, он даже выйдет за рамки законодательства о конкуренции. Хотя пример ИИ, достигающего результата сговора, полностью независимого от какой-либо роли человека, является экстремальным, существуют и другие риски. Вместо того, чтобы вступать в сговор с конкурентами, лицо, принимающее решения ИИ, может выбирать агрессивные стратегии, которые переходят черту и превращаются в поведение, которое считается злоупотреблением доминирующим положением или попыткой монополизировать рынок (в зависимости от юрисдикции).

ИИ также можно использовать в качестве инструмента для реализации антиконкурентных стратегий, разработанных людьми, будь то соглашения о сговоре или оскорбительные стратегии, направленные на вытеснение конкурентов с рынков. Концентрация на возможностях ИИ и данных, необходимых для его использования, также может дать некоторым фирмам прочную рыночную власть, которую нелегко оспорить. Поэтому слияния с участием фирм, обладающих значительным потенциалом ИИ и доступом к данным, могут потребовать тщательного изучения. Будут ли эти риски проявляться, еще предстоит выяснить — было всего несколько случаев сговора, которому способствовала автоматизация, и они включали только простые алгоритмы ценообразования. Тем не менее, политикам в области конкуренции может потребоваться рассмотреть изменения, чтобы убедиться, что они готовы противостоять проблемам конкуренции ИИ. Это может включать в себя законодательные изменения, чтобы обеспечить выявление антиконкурентного поведения ИИ. Кроме того, несколько юрисдикций вкладывают средства в расширение технических возможностей, чтобы иметь возможность оценивать ИИ и даже потенциально использовать ИИ в следственных целях.

Наконец, антимонопольным органам может потребоваться использовать инструменты защиты интересов и исследования рынка, чтобы помочь устранить основные условия, которые приводят к возникновению рисков конкуренции, связанных с ИИ. В целом, пока еще слишком рано говорить о том, раскроет ли ИИ свой потенциал для получения значительных потребительских преимуществ, способствующих повышению конкурентоспособности, или же он нанесет широкомасштабный ущерб конкуренции. Однако ясно, что политика в области конкуренции будет играть важную роль в управлении потенциальными темными сторонами технологии ИИ для потребителей. .