Цифровые технологии и данные, включая искусственный интеллект (ИИ), обладают потенциалом для автоматизации и, таким образом, повышения эффективности и действенности регулирующей, надзорной и правоприменительной деятельности, которая в последние годы становится все более сложной. Рассматривая наиболее распространенные на сегодняшний день способы использования надзорных технологий (SupTech) органами по вопросам конкуренции, органами регулирования ценных бумаг и антикоррупционными агентствами, Эмелин Денис из ОЭСР определяет связанные с этим преимущества, риски и проблемы, а также излагает соображения по разработке адекватных стратегий SupTech в различных областях политики. Регулирующие, надзорные и правоохранительные органы полагаются на данные, внутренние процедуры и рабочие инструменты, а также на человеческие и другие ресурсы. Одна из общих проблем, с которой они все сталкиваются, хотя и в разной степени, связана с низким качеством данных и трудоемкими ручными процедурами. Эти проблемы усугубляются растущим объемом и частотой как структурированных, так и неструктурированных данных, которые этим органам необходимо обрабатывать. Приложения SupTech, в том числе основанные на искусственном интеллекте, могут помочь властям решить эти проблемы путем автоматизации рутинных задач, что позволит им сосредоточиться на действиях, требующих человеческого суждения и опыта, лучше распределять человеческие ресурсы и сокращать расходы с течением времени. Приложения SupTech развиваются вместе с технологическими инновациями.

ИИ относится к последнему поколению, позволяющему проводить предписывающую аналитику. В то время как решения на основе ИИ потенциально приносят наибольшую пользу органам власти, обеспечивая перспективный надзор, использование приложений на основе ИИ надзорными органами все еще находится на относительно новой, а иногда и экспериментальной стадии. Тем не менее, более ранние и «менее продвинутые» технологии все еще могут генерировать достаточно информации и существенно повышать эффективность, чтобы приносить пользу, особенно в отношении процессов правоприменения. Инструменты на основе ИИ в сферах корпоративного управления, конкуренции и борьбы с коррупцией чаще всего применяются надзорными и правоохранительными органами для i) расширения их возможностей обнаружения и ii) повышения эффективности правоприменительных действий. Эти две цели не исключают друг друга и должны рассматриваться как взаимосвязанные. В то время как первый фокусируется на обнаружении новых форм манипулирования рынком и антиконкурентного поведения, которые аналоговые инструменты могут быть не в состоянии обнаружить, второй фокусируется на повышении эффективности, обеспечиваемом цифровыми технологиями, в ранее существовавших правоприменительных процессах.   Управление промышленности и торговли Колумбии представляет собой хороший пример использования инструмента мониторинга цен с поддержкой ИИ для улучшения выявления антиконкурентного поведения в рамках своего проекта «Sabueso».

Он собирает данные о продуктах, продаваемых в Интернете, чтобы помочь следователям обнаружить подозрительное ценовое поведение в электронной торговле. Инструмент использует машинное обучение для идентификации одного и того же продукта в разных интернет-магазинах, который продается под разными названиями и описаниями. Управление по борьбе с серьезным мошенничеством Великобритании представляет собой пример того, как ИИ используется для повышения эффективности правоприменительных действий. Сканирование 600 000 документов в день и использование искусственного интеллекта в уголовном деле в Великобритании сократило количество конфиденциальных документов, требующих проверки независимым адвокатом, на 80%.  Инструменты SupTech также могут помочь властям улучшить свои возможности сбора и управления данными, что, в свою очередь, может улучшить качество данных, что само по себе является необходимым условием для расширенного анализа данных (см. Рисунок 1). Например, Комиссия по ценным бумагам Малайзии (SC Malaysia) использует ИИ для мониторинга и анализа внедрения передовых методов корпоративного управления и качества раскрытия информации компаниями, зарегистрированными на бирже.

Требуя раскрытия с использованием предписанного шаблона, который облегчает извлечение данных, система ИИ поддерживает оценку и анализ, которые учитывают тип раскрываемой информации, глубину объяснения и, в отношении отклонений, силу альтернативных методов. Однако внедрение решений SupTech также сопряжено с проблемами и рисками, которые применимы как к инструментам на основе ИИ, так и к более широкому набору решений SupTech, обеспечиваемых цифровыми технологиями в целом. Основные проблемы и ограничения связаны с качеством данных, ресурсами и навыками. Практические и юридические проблемы также могут возникнуть при интеграции инструментов SupTech в устаревшие системы, в то время как недостаточная коммуникация между всеми заинтересованными сторонами также может помешать эффективному внедрению решений на основе ИИ. Другие известные технические проблемы и риски включают риски, связанные с цифровой безопасностью; зависимости от третьих лиц; локализация данных (потенциально приводящая к трансграничным проблемам), а также некачественные алгоритмы и непрозрачность в разработке и результатах решений на основе ИИ (т.е. «проблема черного ящика», потенциально влекущая за собой репутационные риски).

  В целом важно, чтобы стратегии использования технологий, в том числе ИИ , для целей надзора разрабатывались с учетом потребностей властей, нормативно-правовой базы и технологических возможностей. Хотя универсального подхода не существует, в главе определяются важные соображения, лежащие в основе успешных стратегий SupTech, начиная от проектирования и заканчивая стадией реализации, а также вопросы руководства, бюджета и навыков. Наконец, более тесная координация и сотрудничество между органами власти, регулируемыми организациями и поставщиками технологических услуг внутри и между юрисдикциями играет важную роль в повышении эффективности регуляторов рынка и государственных правоохранительных органов. Это способствует: 1) обеспечению совместимости инновационных систем, принятых регулирующими органами и регулируемыми субъектами; 2) содействие взаимному обучению успехам и неудачам использования SupTech; и 3) разработка общих стандартов и таксономий для соответствующих областей регулирования для обеспечения масштабируемости и функциональной совместимости инструментов SupTech. Международные организации и органы по установлению стандартов могут сыграть важную роль в этом отношении, содействуя обмену мнениями между широким кругом заинтересованных сторон. .